unatun

10.09
15:06

Бедные люди ХХ века


Когда видишь эту книгу, прекрасно отпечатанную, на хорошей бумаге, с умело подобранным рисунком на обложке, разыгрывается зверский аппетит старого книгомана: вот сейчас, вот сейчас !По мере чтения аппетит уменьшается, чтение замедляется, мысли разбредаются, а потом и вообще останавливаются.Первое и главное, за что нужно сказать огромное спасибо автору, - это язык. Книга написана прекрасным русским языком, который в нашей женской прозе вообще-то почти не используется (за ненадобностью). Чувствуется, передается отношение автора к слову - очень женское, материнское, поэтическое. То, что "День девятый" - первый прозаический опыт Анны Гайкаловой сразу можно догадаться именно по ее обращению со словами: она экспериментирует ими и любит их именно как поэт, а не как прозаик. Второе, за что надо автору земной поклон отдать, - герои. То, что плохих у нее, как у Достоевского нет, а есть бедные люди, - очевидно. Изуродованные судьбы: Данте ужаснулся, увидив в Аду души грешников, а что бы было с ним, если б увидел судьбы, жуткие наши судьбы, отдельно от нас. Пока судьбу на хребте носишь, она вроде и не так страшна; глянешь со стороы - волком завыть хочется.Третье - сюжет, превосходит все ожидания и похвалы: и актуально, и интересно, и проникновенно, и с претензией. Казалось бы - идеальный роман !Но есть, как мне кажется, у него и серьезные недостатки. На мой, разумеется, вкус.Философская, или, лучше сказать, метафизическая составляющая романа, которая, с одной стороны, как бы питает его и наполняет смыслом, на самом деле разъедает всю суть, запутывает и уводит в дебри. Автору как будто мало идеальной простоты мысли, изложенной в романе, она как будто пугается этой простоты и начинает намеренно усложнять. По моему мнению, "алфавитные" главы в романе абсолютно лишние, потому что они дублируют основные куски повествования. Зачем ? Не совсем ясно.В то же время и при всей кристалльной чистоте героев, главная героиня очень размыта и больше похожа не на человека, а на Принцип, какой-то из принципов, который она исповедует (или пытается исповедывать) в каждый период жизни. И это тоже портит впечатление. Очень чувствуется, что сначала у автора получалось подобие семейной хроники, которую потом она начала резать и переделывать. Как результат - какие-то сюжетные линии резко оборваны, что-то, наоборот, странным образом удлинено. Многие финалы настолько притянуты за уши, что читать больно.И, самое, наверное, обидное, - то, что автор не справился с той религиозно-мистической составляющей нитью, которой она захотела вышить один из самых красивых узоров романа. Замысел ясен ! Но ясно и то, что он не осуществился. Но несмотря на все эти недостатки - книга хорошая, может быть, одна из лучших современных книг.


Оставить комментарий

Вы не зарегистрированы, решите арифметическую задачу на картинке,
введите ответ прописью
(обновить картинку).




Папки